Измена и её наказание в венчанном браке
Венчание – красивый и таинственный обряд, несущий в себе цель скрепить божественным благословением обоюдное желание жениха и невесты создать семью. Над брачующимися произносятся молитвы, и будущие муж и жена дают друг другу клятву в вечной верности. К сожалению, на практике многие венчанные браки, несмотря на данные у священного алтаря обеты, проходят через испытание изменой одного из супругов. Зачастую это заканчивается так же, как и в семьях, где пары не освящали свой союз в церкви, то есть – разводом. Многих волнует, существует ли церковное наказание и можно ли сохранить венчанный брак после измены?
Всего столетие назад все молодожены проходили через обряд венчания. После Октябрьской революции появилось такое понятие, как «гражданская регистрация», которая стала альтернативой церковному заключению брака. На протяжении восьми десятков лет большинство семей нашей страны рождалось не в храме по благословению священника, а в ЗАГСе в присутствии регистратора.
Теперь, когда религия уже не подвергается гонениям и нет никаких внешних препятствий для того, чтобы принимать участие в таинствах церкви, многие пары приходят в церковь, чтобы освятить свой союз. Однако совсем немногие из них по-настоящему осознают подлинный смысл этого священного действа. Кто-то решает венчаться только из внешней красоты обряда. Кому-то кажется, что венчание сможет уберечь супругов от размолвок, хотя любой священник подтвердит, что венчание – это не заклинание, дающее гарантию счастливой семейной жизни. К сожалению, многие семейные пары, над которыми был совершён этот обряд, сталкиваются с теми же проблемами, что и семьи, ограничившиеся официальной регистрацией в ЗАГСе. И супружеская неверность – одна из них.
В Библии указывается только одна каноническая причина для расторжения брака – это грех прелюбодеяния, то есть измена одного из супругов. При этом пострадавшая сторона имеет право остаться безбрачной или вступить в новый брак. В свою очередь, супруг, виновный в крушении семьи, может второй раз жениться или выйти замуж только по истечении срока епитимьи – церковного наказания, назначаемого за определённые грехи. Наложить епитимью может духовник, она не является ограничением прав верующего или изобличением его перед другими прихожанами. По правилу, она должна стать инструментом к духовному исцелению. Епитимья – это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который, при должном отношении, способен зародить стремление к духовному подвигу.
Епитимья назначается в соответствии с возможностями конкретного человека и сугубо по его доброй воле. Ведь если наказание будет непосильным, тогда подобная мера может отвернуть прихожанина от церкви или пошатнуть веру в Бога, что противоречит основной задачи наложения епитимьи.
Интересно. Вопреки распространённому мнению, такого понятия, как «развенчание», в церковной традиции не существует. В церкви можно лишь получить разрешение на повторный брак, которое даёт епископ. При этом детальному рассмотрению подлежит каждый отдельный случай подобного прошения.
Почему именно супружеская измена названа самим Богом как единственная причина к разводу? На самом деле брак в христианском понимании – это союз двух людей, которые становятся одной плотью. Семья считается единым живым организмом, где все её члены неразрывно связаны между собой. Измена оскверняет освещённый Богом союз и как бы разрывает эту «плоть». Поэтому последствия измены после венчания сравниваются с убийством живого существа, которым является брак. Таким образом, в случае неверности одного из супругов церковь не благословляет расставание мужчины и женщины, которые поклялись друг другу в вечной любви и верности, а только констатирует, что семья, по сути, мертва.
Важно! Развод по причине прелюбодеяния допускается только в православии и протестантизме. Католическая церковь не признаёт разводов вообще.
Хоть супружеская измена и считается тяжким грехом, но, несмотря на это, церковь допускает возможность сохранения брака, в котором произошла подобная трагедия: лишь в случае искреннего раскаяния неверного супруга или супруги и готовности пострадавшей стороны простить и принять обратно свою половинку. Кстати, церковь советует всем своим прихожанам при возникновении разного рода конфликтных ситуаций в семье прибегать к пасторской помощи опытных духовников. При этом РПЦ (Русская Православная Церковь) призывает приходить на разговор двоим супругам, чтобы священник мог составить для себя более полное представление о сути разногласий и направить разговор между мужем и женой в нужное русло.
Важно! РПЦ признаёт брак, зарегистрированный в ЗАГСе, законным и призывает своих прихожан придерживаться всех правил духовной христианской жизни со своими гражданскими супругами (не путать с так называемым «гражданским браком», который церковь классифицирует как блудное сожительство).
При систематических изменах и твёрдом нежелании неверного супруга сохранять брак, церковь признаёт развод. Более того, большинство современных духовных отцов РПЦ призывают женщин и мужчин, чьи законные супруги ведут себя подобным образом, не терпеть этого «глумления над святыней брака» и уходить от изменщика. Объясняется это тем, что дети, живущие в семье, где один из родителей ведёт распутный образ жизни, получают тяжёлый нравственный ущерб, что может отрицательно сказаться на их будущей жизни.
Интересно. Церковь признаёт законными сексуальные отношения исключительно между людьми, соединёнными узами брака. Любое сожительство вне супружеской спальни считается блудом.
Что же касается случаев, когда один из супругов испытывает интерес, в том числе и сексуальный, к кому-то на стороне, при этом до физиологической измены дело не доходит? Конечно, такую ситуацию нельзя приравнивать к тем, когда муж или жена имеют половые отношения с кем-то помимо своих законных супругов. Однако в Библии есть чёткое указание: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (От Матфея 5:28)». Иными словами, если одного из супругов очень тянет «сходить налево», то это уже звоночек, к которому нужно отнестись максимально серьёзно, даже если внутри семьи всё по-прежнему остаётся в рамках благопристойности. Верность своему венчальному обету – это не только отсутствие внебрачных сексуальных связей, но и постоянная готовность супругов сделать всё, чтобы сохранить своё духовное единство.